Московская область, Красногорский район,
село Петрово-Дальнее, пансионат Петрово-Дальнее

Психологическое консультирование

Вид профессиональной психологической помощи для поиска решения в различных проблемных ситуациях клиента. Психологическое консультирование может проводиться как для психически здоровых людей, имеющих жизненную ситуацию, связанную с определенными сложностями, так и для пациентов, включая детей, имеющих некоторые психические отклонения.


По своему целевому направлению, консультация психолога может подразумевать как коррекционное (исправляющее) воздействие, так и постановку задач для решения пациентом каких-то своих личных жизненных целей. Но в любом и каждом отдельном случае, цель психолога - помочь пациенту осознать свои переживания, устранить стереотипы поведения и помочь найти внутренние ресурсы для решения проблем.

Основой данного метода считается «консультативное взаимодействие», происходящее между психологом и его пациентом. Расчет делается на ответственность индивидуума, на его способность принимать решения или, иначе говоря, на его эмоционально-волевую сферу.



В психологической помощи, индивидуальное консультирование, как правило, занимает лидирующее положение по самому широкому спектру проблем, поскольку решает первоочередные проблемы личности и ее переживаний. К личностным проблемам можно отнести, в частности, психологические расстройства или поведенческие реакции, которые мешают в жизни, трудности в личных взаимоотношениях с окружающими и близкими, имеющиеся страхи, недовольство собой, всевозможные неудачи и заболевания психогенного характера, которые требуют профессиональной помощи.

Индивидуальное психологическое консультирование для продуктивного взаимодействия требует открытых и доверительных отношений между психологом и пациентом, поэтому оно должно проводиться в особой атмосфере и успокаивающей обстановке. Оно не может носить эпизодический, кратковременный характер, вследствие сложности проблем, на решение которых оно направлено. И в первую очередь, индивидуальное консультирование предполагает, серьезную психологическую настройку психолога на пациента и сам процесс, а затем – длительную и порой нелегкую работу, после чего и должен наступить период найденного выхода из трудностей и решение самой проблемы. Последний этап самый длительный, поскольку большинство проблемных вопросов личностной направленности быстро не решается.

Психологическое консультирование детей с ДЦП является одним из самых сложных взаимодействий во всем спектре индивидуальной работы, поскольку имеет дело с нарушенной формой не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы. В каждом отдельном случае это взаимодействие будет зависеть от характера специфических отклонений и от общего психического развития ребенка. Кроме того, психологическое изучение детей с особенностями развития представляет конкретные трудности и в связи с большим разнообразием всех нарушений двигательного, психического и речевого развития.

При ДЦП обычно отмечается нарушение общей координации деятельности различных анализаторных систем. Патологии органов чувств влияют на восприятии в целом, ограничивается объем поступающей информации, у детей с этим заболеванием затруднена интеллектуальная деятельность. Несомненно, оценивать степень поражения психической сферы ребенка следует очень осторожно, поскольку серьезные нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут скрывать его потенциальные возможности.

У многих детей с ДЦП расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, у других, - наоборот, в виде заторможенности, застенчивости и неуверенности в себе. Частая смена настроений может сочетаться с медлительностью эмоциональных реакций. Например, ребенку бывает трудно остановиться, если он начал плакать или смеяться. Также у детей с ДЦП, как правило, отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, различные страхи, стремление к ограничению социальных контактов. Достаточное интеллектуальное развитие может сочетаться с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Иногда, двигательные нарушения, гиподинамия, скованность создают впечатление задержки психического развития, а при наблюдении и общении выявляется интеллектуальная сохранность и глубокие личностные реакции. И ребенок, переживая свой дефект, может быть в таком случае чрезмерно тревожен и обидчив. Поэтому пред психологом каждый раз стоит не простая задача - выявить конкретные нарушения в психической деятельности, выявить сохраненные возможности (для того, что бы в дальнейшем опираться на них) и, ориентируясь, каждый раз на личностный подход, мягко настраивать психику ребенка на положительный настрой.

Диагностика психофизических особенностей детей с ДЦП очень сложна, поскольку должна учитывать огромное количество, в том числе и «маскирующих» факторов и решать одновременно несколько задач. Такой подход к изучению психологических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших затрат труда и времени, а во-вторых, высокой квалификации специалиста, знания клиники заболевания и глубокого понимания проблемы.

Оказание психологической помощи, наряду с медицинской логопедической является неотъемлемой частью коррекционной работы при ДЦП. Без нее невозможно обеспечение максимально полной социальной адаптации. Очень важно в комплексе всех мероприятий, развивать у ребенка позитивное отношение к жизни и спокойное к своим особенностям. И в конечном итоге, эффективность всех лечебно-педагогических мероприятий будет определяться их взаимосвязанностью, непрерывностью и преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа обязательно должна носить комплексный характер. И важным условием его должна оставаться согласованность действий специалистов всех профилей: невролога, рефлексотерапевта, врача ЛФК, логопеда, психолога.

Совершенно необходимым является психологическое консультирование родителей детей с ДЦП, поскольку любая психологическая реабилитация без их активного участия будет очень затруднена. И наоборот, тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, станет залогом эффективности всей коррекционной работы. В силу той огромной роли семьи в процессах становления личности необходимо так организовать среду (быта, досуга и воспитания), что бы она могла максимально стимулировать развитие ребенка и сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние. Но для создания таких благоприятных условий необходимо знать не только особенности развития ребенка, но также и его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать не только правильный режим дня с организацией целенаправленных коррекционных занятий, но формировать адекватную самооценку и правильное отношение к своим возможностям, что бы у ребенка развивалось позитивное отношение к жизни и необходимые волевые качества.

Несомненно, что весь этот комплексный подход к психологической реабилитации требует участия специалиста не только самой высокой квалификации, но и исключительного умения и максимально широкого «набора» у него всех профессиональных возможностей!

Назад к методам лечения

Наши контакты

Есть вопросы? позвоните нам

+7 495 287-86-42 (45)

или напишите нам на почту

info@clinic-tkm.ru

Мы ждем вас по адресу:

Московская область,
Красногорский район,
село Петрово-Дальнее,
пансионат Петрово-Дальнее.